Понедельник, 21.07.2025, 20:20

Мир ARGOS - правила ARGOS. Законы над нами не властны!

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Osya, Argentum, Doktor  
Конфликт и его воплощение в сюжете
VerikДата: Суббота, 02.07.2011, 22:14 | Сообщение # 1
Мурлыкающая кошечка
Группа: Проверенные
Сообщений: 824
Статус: Нема на месте


Для обозначения противоречий, возникающих в жизни и воспроизводимых в литературе с различной степенью талантливости и убедительности, используется понятие конфликт. О конфликте обычно говорят при наличии острых противоречий, проявляющихся в столкновении и борьбе героев. Также эта борьба может происходить внутри сознания персонажа. Конфликт обычно выражается в сюжете произведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. В каждом произведении складывается своя, порой многоуровневая, система конфликтов, что делает сюжет более сложным.

Особенности конфликта зависят от рода литературы. Наибольшие возможности изображения конфликтов в эпосе и драме. Причем для драмы в целом характерны более острые конфликты, которые часто выражаются в диалогах персонажей. В частности, В.М. Волькенштейн рассматривал любую драматическую реплику в диалоге, как «удар» в борьбе между героями, который может либо достичь своей цели, либо нет, а диалог персонажей как умелое или неумелое «нанесение и парирование» ударов. Сложно говорить о конфликте в лирике, где крайне редко можно видеть противоборствующие начала. Но стихотворение может быть пронизано ощущениями тоски, дисгармонии, как например, «И скучно и грустно» М.Ю. Лермонтова. Нередко в основе стихотворения может лежать антитеза: герои и мир («Зимняя ночь» Б.Л. Пастернака), прежнее и нынешнее состояние героя («Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова). Все это позволяет говорить о конфликтности и в лирических произведениях.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» очевиден идейный конфликт Базарова и Павла Петровича – двух героев времени. Павел Петрович высказывает идеи, которыми увлекалась молодежь в 40-е годы. Он рассуждает о красоте, об искусстве, необходимость которых отрицает нигилист Базаров (нигилизм возникает в 60-е годы). Оба имеют качества лидеров, им подражают (у Базарова есть последователи – Кукшина и Ситников; Павел Петрович «ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью»), каждый абсолютно уверен в своей правоте. Они спорят о роли аристократов и разночинцев, об искусстве и науке, об авторитетах. Спор переходит на личности: «Позвольте, Павел Петрович, – промолвил Базаров, – вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали». А вот слова Павла Петровича: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Конфликт между героями возникает уже при знакомстве, когда Павел Петрович прячет руку в карман, а Базаров в разговоре с Аркадием высмеивает его «щегольство». Сходный конфликт намечается в романе «Накануне». Здесь сопоставляются человек дела (Инсаров) и разглагольствующие дворяне (Шубин и Берсенев). Но острого столкновения (как в «Отцах и детях») пока нет. Показательно также, что Инсаров – болгарин: Тургеневу, видимо, трудно было найти подобного героя в России. Таким образом, сходный конфликт может по-разному воплощаться в сюжете, каждый раз добавляются новые возможности его проявления и разрешения. В полном объеме глобальный конфликт воплощается в ряде произведений одного писателя, писателей одной эпохи, одного направления.

Конфликт героя с окружающей его средой наблюдается в поэме Лермонтова «Мцыри». Ребенок не по своей воле попадает в монастырь, где все ему чуждо; впоследствии он должен стать монахом. Мцыри противится такой судьбе и замышляет побег на родину. Но ему не удалось не только добраться до родного аула, но и далеко уйти (его нашли у стен монастыря), а мир природы оказался вовсе не таким прекрасным, как ему поначалу казалось: здесь он страдал от голода, едва не погиб в борьбе с барсом. Справиться со всеми этими обстоятельствами герой не может и замечает: «Напрасно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» Но несмотря ни на что мцыри не сломлен внутренне. Борьба с монастырским миром продолжается до самого конца. Герой утверждает, что был счастлив только три дня, которые провел на воле. Тогда его жизнь была богата впечатлениями, он ощутил себя частью иного мира, и несмотря на все страдания и лишения, он считает эти дни блаженными. Мцыри просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ», который может быть, «привет прощальный» пришлет ему.

Конфликт, возникающий в сознании одного персонажа, называется внутренним. В «Грозе» А.Н. Островского изображена внутренняя борьба Катерины. Катерина несчастлива в браке, в ней зарождается любовь к Борису. Героиня стремится встречаться с Борисом, хочет быть счастливой, и одновременно понимает греховность этой любви. Катерина не может побороть чувство, более того она знает, что раньше никогда не была так счастлива, в глубине души она вряд ли раскаивается в содеянном. Она даже думает: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела...» (Курсив мой. – И.И.) В то же время примириться с грехом и обманывать окружающих она не может. Борьба этих стремлений чрезвычайно острая, поэтому гибель Катерины неизбежна.

В русской литературе XIX–XX веков мы не часто встречаемся с прямым изображением внешне конфликтных отношений между героями, их борьбой за свои права. Таковы, например, отношения Моцарта и Сальери в одноименной трагедии Пушкина.
Но дисгармонией, неустроенностью и противоречиями пронизана сама атмосфера жизни героев многих произведений. Таким образом, можно говорить об открытом и скрытом конфликтах. Например, скрытый конфликт существует между Татьяной Лариной и ее семьей. Она как бы отгораживается от окружающих, уходит в мир книг, которые ей «заменяли все». Она вначале отказывает всем женихам, но все же уступает требованиям маменьки по приезде в Москву («Меня с слезами заклинаний / Молила мать; для бедной Тани / Все были жребии равны… / Я вышла замуж.»). Между Татьяной и Онегиным также почти нет внешнего конфликта (Татьяна молча слушает отповедь Евгения), но их отношения дисгармоничны, героям сложно понять друг друга. Одна из причин этого таится в холодности Онегина, его скептицизме, безразличии к людям. В конце романа он сам говорит:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел…
<…>
Свою постылую
Я потерять не захотел…

И, действительно, он с самого начала обратил на Татьяну внимание, а, отказывая ей, произнес: «Мечтам и годам нет возврата;/ Не обновлю души моей.../ Я вас люблю любовью брата / И, может быть, еще нежней». Но он не поверил своим чувствам, а также не смог понять, что в душе юной девушки может быть скрыто то совершенство, которое он заметил, увидев ее взрослой дамой. В романе просматривается также внутренний конфликт Онегина, проявляющийся в его недовольстве собой, что выражается и в суетной светской жизни (когда некогда думать), и в чтении книг «запоем», и в «охоте к перемене мест».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» конфликтны отношения Андрея Болконского со светским обществом и собственной женой. Маленькая княгиня, как ее звали в свете, была, по словам ее мужа, «одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь», однако он несчастен с ней: Лиза внутренне пуста, и князь Андрей чувствует, что в браке с ней он не может развивать свои лучшие качества. Привезя жену в имение к отцу, он ничего не говорит, но отец сам констатирует: «Да, нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся, никому не скажу, а ты сам знаешь». Светская жизнь не соответствовала потребностям князя Андрея, он решил отправиться на войну, надеясь, что принесет пользу, и он действительно принес ее, это было оценено Кутузовым. Светское общество также недоброжелательно относится к князю Андрею, считая его гордым, самолюбивым, порой даже невежливым и грубым, что было в общем-то небезосновательно. Например, в салоне Анны Павловны Шерер у него был усталый и скучающий вид: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». (Т. 1., Ч. 1. Гл. 4)

В зависимости от того, снимается ли напряжение, исчерпывается ли конфликт в конце произведения, можно говорить о разрешенном или устойчивом конфликте. Важно помнить, что разрешение конфликта не всегда бывает гармоничным, разумным. Например, конфликт Печорина и Грушницкого заканчивается дуэлью, во время которой гибнет Грушницкий; Катерина («Гроза») единственный выход видит в самоубийстве. Устойчивый конфликт есть, в частности, в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре». Учителям казалось, что Беликов, загоняя жизнь в циркуляры, лишает их радости, и они думали, что после его смерти наступит свобода, педагоги испытывали чувство, «похожее на то, которое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали и мы бегали по дому час-другой, наслаждаясь полною свободой». «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, – замечает Буркин, – такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

В произведении может быть не один, а несколько конфликтов. Например, в «Горе от ума» Грибоедова легко увидеть два взаимосвязанных конфликта: любовный и идейный. Чацкий, влюбленный в Софью, приехав в Москву, замечает ее неприязнь к себе, чем частично объясняется его стремление зло критиковать фамусовское общество (вначале он спокойно разговаривал с Фамусовым), которое в итоге он настраивает против себя. В разговоре с Софьей он саркастически отзывается о Молчалине, и она в отместку бросает реплику о его сумасшествии. Не симпатизирующие ему гости с удовольствием подхватывают эту версию, потому что видят в Чацком человека с иными взглядами и принципами, и тогда предельно отчетливо обнажается конфликт между Чацким и фамусовским обществом, спровоцированный противоположными взглядами на службу, образование, на усиливающееся влияние французской культуры на русскую, на крепостное право. Исход же действия (развязка) определяется не столько идейным (хотя, возможно, для читателей / зрителей он важнее), сколько любовным конфликтом. Узнав, что Софья тайно встречается с Молчалиным, а также распустила сплетню о его сумасшествии, Чацкий возмущен и потрясен, а Фамусов, предполагая, что у дочери роман с ним, собирается наказать ее, а также Лизу.

Специфика конфликта зависит и от эпохи создания произведения. Например, для классицизма характерны конфликты долга и чувства; любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм – семейным привязанностям, великодушие – требованиям государственной политики, преданность религиозной идее – личному чувству и т.д. Положительный герой должен пожертвовать личным счастьем в интересах государства, церкви, семьи. Такого типа конфликты встречаются в пьесах Корнеля. Например, в «Горации» торжествуют идеалы патриотизма: римский гражданин, старик Гораций предпочитает смерть сына его позору, ставит государство выше семьи. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви. Однако счастье влюбленных, разъединенных долгом по отношению к родителям, не было бы возможным без вмешательства короля – сами герои никогда бы не сделали шаг навстречу друг другу, не переступили бы через требования долга.

В поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» конфликты как бы нанизываются друг на друга, при этом разрешение одного конфликта нередко становится завязкой другого, и так развивается сюжет. Система конфликтов и тип сюжета поэмы характерны для фольклорных произведений (сказок, былин, баллад, в меньшей степени исторических песен). Изначально мы наблюдаем страдания Кирибеевича: он сидит, погруженный в свои думы, его ничто не радует, ведь он полюбил замужнюю женщину. Кирибеевич выделяется на царском пиру: он единственный не разделяет царской радости. И это не мог не заметить царь, который интерпретирует поведение опричника по-своему: «Аль ты думу затаил нечестивую? / Али славе нашей завидуешь?/ Али служба тебе честная прискучила?»

Возникает конфликт между царем и Кирибеевичем, который быстро разрешается, поскольку любимый опричник объясняет, что причиной его тоски является несчастная любовь. Царь сочувствует Кирибеевичу и готов помочь ему. Но разрешение этого конфликта становится завязкой нового – между Аленой Дмитревной и Кирибеевичем: ведь без поддержки царя (который не знает, что Алена Дмитревна замужем) он вряд ли бы решился ухаживать за ней. А этот конфликт в свою очередь провоцирует неприятный разговор между ею и мужем, когда Алена Дмитревна, «растрепанная» поздно приходит домой. Калашников поверил, что она стала жертвой Кирибеевича, и начинает размышлять, как отомстить опричнику и сохранить свое честное имя. Так завязывается конфликт между героями, который достигает кульминации во время кулачного боя.

Для Калашникова это единственная возможность сразиться с Кирибеевичем на равных. Он не стремится скрывать истинных мотивов своего поступка, и перед боем прямо говорит, что привело его сюда, а Кирибеевич бледнеет: он, вероятно, был уверен, что останется безнаказанным. Конфликт разрешается гибелью Кирибеевича, при этом Калашников наносит ему удар в висок, т.е. фактически совершает убийство. Читатель/слушатель, скорее всего, склонен оправдывать Калашникова: Кирибеевич наверняка бы еще и еще раз попытался соблазнить Алену Дмитриевну, смерть его – единственный выход. Конфликт между Калашниковым, Аленой Дмитриевной и Кирибеевичем исчерпывается, но теперь купец оказывается преступником в глазах царя, т.е. завязывается новый конфликт, разрешающийся смертью Калашникова.

В пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» можно увидеть конфликты на разных уровнях. Действие пьесы происходит в конце 1918 – начале 1919 года. Власть в стране переходит в руки большевиков, привычная жизнь рушится, начинается гражданская война, в которой участвуют и другие страны. Это самый масштабный конфликт, государственный, и герои втягиваются в него не по своей воле. У Шервинского великолепный голос, он мечтает петь в опере, в Большом театре, но вынужден одевать «великолепный фрачный костюм» и… «мерзкую шляпу и изодранное пальто», чтобы не привлекать внимание на улице. Он искренне радуется, что «Петлюре крышка», что «ночью будут красные», это означает, что война скоро кончится и можно будет устраивать свою жизнь. В то же время он офицер, поэтому должен исполнять свой долг. Он остается один в штабе во время бегства гетмана и в общем-то исполняет все свои обязанности до тех пор, пока это имеет смысл.

Исход гражданской войны предопределен, и ни один человек не в состоянии повлиять на него. Сколько бы ни было людей в белой армии, как бы ни помогали им союзники (в пьесе в основном говорится о немцах), они не в состоянии победить народ, и люди это чувствуют. В штабе белой армии царит хаос, никого нет на посту. Шервинский потрясен, что в штабе гетмана остается только лакей Федор, готовый отвечать на звонки и принимать военные телефонограммы. Преданный белому движению, Алексей Турбин вынужден распустить юнкеров, понимая бессмысленность борьбы. Символично наступление большевиков на Киев. Как говорит Мышлаевский, «тихо, вежливо идут. И без всякого боя!» И все герои понимают, что это начало новой исторической эпохи.

И каждому необходимо определить свою жизненную позицию, поэтому в пьесе так часты споры героев о народе, о России, о ее будущем, о большевизме. Глобальный, эпохальный конфликт как бы локализован в доме Турбинных. История вторгается в обычную жизнь простых людей, становится важной ее частью: почти все разговоры героев – о том, что происходит «в большом мире». Даже во время объяснения с Шервинским Елена говорит: «Ты известный негодяй. Вся наша жизнь рушится. Все пропадает, валится». Первая фраза – ответ на признание Шервинского в любви и предложение выйти за него замуж, а вторая – реакция на происходящие в стране события. Для Елены рушащаяся личная жизнь становится частью общего хаоса.

Герои много рассуждают о будущем, спорят: каждый персонаж имеет свою точку зрения, которая нередко оказывается полностью противоположной убеждениям другого. При этом герои искренне расположены друг другу, уважают мнение каждого – идейный конфликт между Алексеем Турбиным, Мышлаевским и Студзинским не перерастает в личный.

Все герои понимают, что будущее за большевиками, поскольку их поддерживает народ, но относятся к этому по-разному и соответственно по-разному видят свое место в новом мире. «Вот эти двести тысяч [петлюровцев – И.И.] пятки салом подмазали и дуют при одном слове “большевики”. <…> Потому что за большевиками мужички тучей...», – говорит Мышлаевский. И он не видит для себя иного выхода, как служить большевикам, хотя их позиция далеко не во всем близка ему: он «за большевиков, но только против коммунизма». Мышлаевский понимает, что большевики, несмотря на его желание сотрудничать с ними, скорее всего, его расстреляют, но он и к этому готов, даже понимает правомерность такой позиции. Он хочет служить своей стране, каким бы ни было ее правительство, он верит, что Россия все равно останется великой державой: «Прежней не будет, новая будет. Новая!»

Алексей Турбин рассуждает иначе: «В России, господа, две силы: большевики и мы. … Мы не удержим Петлюру. Но ведь и он ненадолго придет. А вот за ним придут большевики. Вот из-за этого я и иду! На рожон, но пойду! Потому что, когда мы встретимся, дело пойдет веселее. Или мы их закопаем, или, вернее, они нас». Пессимизм Алексея возникает в результате понимания, что царская армия разлагается. «Теперь наше офицерство превратилось в завсегдатаев кафе», – возмущается он. Он уверен, что большевиков можно было бы победить, если бы «гетман, вместо того чтобы ломать эту чертову комедию с украинизацией, начал бы формирование офицерских корпусов». Если у большевиков есть ясная цель, то у гетмана – нет: в таких условиях исход предопределен. Алексей не видит для себя места в новом мире: он одинаково негативно относится и к большевикам и белому движению. Гибель героя вполне закономерна: он распускает юнкеров, а сам остается в гимназии, хотя это вовсе не было необходимо. Смерть оказывается единственной возможностью избежать выбора.

Студзинский не принимает новую Россию в принципе, приход большевиков к власти означает, по его мнению, гибель страны. Он, в отличие от Алексея, не считает большевиков частью государства. Студзинский готов «Империю Российскую <…> защищать до конца», но ее уже не существует, чтo он собирается защищать, неясно… Странно звучит гимн «Боже, царя храни!», который вместе с Шервинским, Николкой поет Студзинский: ведь царь уже убит, у власти большевики… Но он как бы продолжает жить в прежнем мире. Студзинский понимает, что победят большевики, что представители царской России никогда «не уживутся» с большевиками, и здесь остается один выход – эмигрировать, хотя в глубине души герой и не хочет этого. Студзинский и сам ощущает тупиковость своей позиции:

«Николка. Господа, сегодняшний вечер – великий пролог к новой исторической пьесе.

Студзинский. Кому – пролог, а кому – эпилог».

В сложной исторической ситуации раскрываются характеры героев, проявляются скрытые конфликты. Тальберг глубоко чужд семье Турбиных. Если они рассуждают о судьбе страны, о большевиках, о возможности сотрудничества с ними, то Тальберга происходящее в России волнует лишь в той степени, в которой влияет на его личную жизнь. Он хочет во что бы то ни стало спастись, а служебное положение может помочь ему осуществить планы. Гетман еще формирует свои войска, а Тальберг, уверенный в поражении, бежит в Германию, но не хочет, чтобы его поспешный отъезд выглядел как побег («полковники генштаба не бегают»): официально он едет в командировку в Берлин. Немцы не оказали поддержки гетману, как надеялся Тальберг, но он же не может оставить Елену в Киеве и тогда достает «командировку на Дон, к генералу Краснову». В критический момент становится ясно, что Тальберг готов служить только тогда, когда ему это выгодно, и тому, кому выгодно.

Нравственные качества Тальберга не обсуждаются героями, но именно они определяют их взаимоотношения. Если Турбины с симпатией относятся к Мышлаевскому, Студзинскому, Шервинскому, то Тальберга никто не любит. Николка замечает, что Владимир Робертович похож на крысу (вероятно, имеется в виду внешнее и внутреннее сходство), Алексей не только не пожимает на прощанье руку, которую протягивает Тальберг, но и прячет ее за спину. Здесь очевиден личный конфликт, который, вероятно, существовал и раньше, в скрытой форме: неслучайно никто не удивляется отъезду Тальберга. Возможно, и предположение Тальберга, что братья Турбины могут выжить его и Елену из дома возникает не только вследствие его меркантильности: он чувствует их неприязнь к себе.

Вряд ли Елена была счастлива в браке с этим человеком, однако она честная женщина, измена для нее неприемлема. Но Тальберг готов бросить ее одну, да еще и радуется тому, что один уедет надолго: Елена все-таки «побережет комнаты», кроме того, он просит вести себя достойно, «чтобы не бросить тень на фамилию Тальберг». Елена понимает, что в тяжелый момент ее муж думает только о себе: он даже не чувствует, что она обижена, оскорблена таким отношением к себе.

«Тальберг. Почему ты отвечаешь мне так сухо? Я ведь не говорю тебе о том, что ты можешь мне изменить. Я прекрасно знаю, что этого быть не может.

Елена. Почему ты полагаешь, Владимир Робертович, что этого не может быть?..

Тальберг. Елена, Елена, Елена! Я не узнаю тебя. Вот плоды общения с Мышлаевским! Замужняя дама – изменить!..»

И в этот же вечер Елена, может быть, и не совсем осознанно (она пьяна) делает первый шаг к измене. В разговоре с Шервинским она не отрицает, что несчастлива с мужем, признается, что не любит и не уважает его, а также – что ей очень нравится Шервинский. Но Елена не спешит сделать решительный шаг. «Какой бы ты ни был, не стану я из-за тебя жизнь ломать, – говорит она Шервинскому. – Может быть, ты еще хуже окажешься». И только видя, что Шервинский меняется под ее влиянием, в частности перестает врать, она соглашается развестись с Тальбергом и выйти за него замуж.

При сопоставлении романа «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» очевиден ряд отличий, связанных с жанром произведения. В пьесе конфликт более острый, сюжет – стремительнее. В романе события бушевали вокруг турбинского дома, остававшегося несмотря ни на что островком уюта, стабильности. В пьесе герои и в доме «с кремовыми шторами» не могут чувствовать себя в полной безопасности. В пьесе главными героями оказываются не братья Турбины, а три белогвардейских офицера: Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, олицетворяющие три возможных для офицера пути во время революции, чему способствуют их споры. В романе Алексей Турбин – врач, мятущийся интеллигент, в пьесе – полковник. Соответственно вместо рефлексивных размышлений героя в его монологах звучит четкая жизненная программа. Его характер вбирает в себя черты двух персонажей романа: Малышева и Най-Турса. Нет в пьесе и многих второстепенных персонажей, в частности Василисы. Все это придает пьесе большую динамичность и напряженность по сравнению с романом.

С http://tezaurus.oc3.ru/library.php?view=d&course=3&raz=2&pod=4&par=1




Жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты.
Говорят, что нужна всего одна минутка, чтобы заметить особенного человека, всего час - чтобы его оценить и всего день - чтобы его полюбить, но затем понадобится целая жизнь, чтобы его забыть.
Даже из кошмара сделаю мелодраму
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: